Сегодня я хочу рассказать о весьма интересной игре родом из Японии. Okami неспроста называют шедевром, ведь среди множества тайтлов, косящих под реалистичность, или вычурно-мультяшных поделок игростроя, она смотрится очень и очень свежо. И это несмотря на то, что первая версия, вышедшая на Play Station 2, скоро отметит 15-летний юбилей.
Долгий путь в пекарню
Да, гордым ПК-боярам пришлось ждать немало лет. С момента своего издания в 2006 году Okami успела получить порты на Wii и Play Station 3 (с улучшенной по сравнению с оригиналом графикой). И лишь 12 декабря 2017 года она наконец-то появилась в Steam, где моментально стала хитом. И причин этому немало - тут и необычная визуальная составляющая, и оригинальный геймплей, и достойное музыкальное сопровождение. Мир, который раскрывается перед геймером, настолько красив, что порою хочется убрать руки с клавиатуры и мыши, и просто полюбоваться.
Графика в Okami HD заслуживает отдельного упоминания. Ещё в оригинальной версии игра была стилизована под японскую технику рисования тушью "суми-ё", и с подтянутым до современной планки качеством она стала только лучше. Несмотря на приставку HD в названии ремастера, которая намекает на то, под какое разрешение велась разработка обновленной версии, она достойно смотрится даже в 4K. Так что обладателям больших мониторов и мощных компьютеров, можно сказать, повезло вдвойне.
По пути к релизу на "персоналках" разработчики сумели избавиться и от ряда недостатков оригинальной версии. Были упрощены геймплейные моменты, которые относятся к исконно японской культуре и не особо понятны простым "гайдзинам", вроде нас с вами. Кроме того, долгие ролики и диалоги теперь можно скипать, а бубнящие голоса собеседников - заглушить в настройках. Благодаря этому игра избавилась от тех недостатков, за которые когда-то получила большую часть негативных отзывов. Надо ли говорить, что такое обновление пришлось по душе как критикам, так и простым игрокам?
Сказочная атмосфера? Да, это сюда
Помните присказку "Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается"? Так вот, это как раз про Okami. Здесь мы оказываемся аккурат посреди того самого дела, но прежде, чем к нему приступить, нам долго и подробно рассказывают, что к чему. Эта игра не про спешку, не про фаст-ран. И прежде, чем игроку доведётся вступить в финальный бой с главным злыднем, восьмиглавым демоническим змеем Орочи, опустеет не одна кружка чая. Ведь только просмотр всех начальных роликов и диалогов займёт больше 15 минут.
За это время бубнёж и писк наших собеседников может изрядно надоесть (здесь они не имеют привычной речевой озвучки, лишь имитацию, сопровождаемую текстом). Так что будет полезно сразу отключить голоса в настройках, ведь пользы от них ровно никакой. Скорее, наоборот - они раздражают и утомляют, зато если их не слышно, озвучка раскрывается с лучшей стороны.
А когда, наконец, нас допускают к управлению, мы можем вдоволь насладиться роскошными пейзажами, словно сошедшими с картин древних японских художников. И да, рисованный мир вокруг отнюдь не замер - огонь "по-настоящему" горит, по небу бегут облака, а листья на деревьях и трава шевелятся от ветра.
Всё это создаёт непередаваемую иллюзию ожившей сказки, в которой игрока ждут волшебство и приключения.
Сюжет
Игра начинается с погружения в предысторию. Нам покажут, как деревеньку Камики каждый год навещал могучий демон Орочи, забирая на съедение одну из местных девушек. Но в один прекрасный (не для себя) день, он позарился на невесту храбреца Идзанаги, который вместо того, чтобы покориться судьбе, решил эту самую судьбу покорить собственным мечом. И отправился в пещеру, где засела коварная змеюка в предвкушении сочного и сытного обеда. По пути к нему присоединился волшебный волк Сирануи, и вместе они порубали местного злыдня. "А шо, так можно было?" - могли бы сказать деревенские жители, до сих пор кормившие демона собственными жёнами и дочерьми. Но не сказали. Ведь бой оказался тяжёлым, и божественный волчок пережить его не сумел. Героически павшей животине поставили памятник в деревне, а змеиную пещеру быстро приспособили под храм. Главной реликвией в нём стал меч Тсукийоми - тот самый, которым Идзанаги порубал демонюку на части.
Как это обычно и бывает, всего 100 лет стёрли из памяти людей былые ужасы, и однажды ночью в храм наведался мародёр, целью которого стал хранящийся там меч. Он, конечно, знал его историю, но посчитал её всего-лишь волшебной сказкой. И едва воришка вынул меч Тсукийоми из камня, как ему пришлось на собственной шкуре убедиться, что сказками тут и не пахнет - а вот жареным определённо потянуло. Ведь из темноты тут же вылез тот самый демон Орочи, злой и полный сил. В ярости от столетнего заточения он наслал проклятие на всю страну, и теперь ей грозят страшные беды.
Спасать положение придётся снова волку. Хранившая деревню дух дерева по имени Сакуя оживит статую, в которой окажется запечатана богина Аматэрасу. Увы, но годы "отдыха" не восстановили её силы после прошлого боя, и божественной волчице предстоит не только очищать заражённый демоном мир, но и возвращать свои былые способности, обучаясь им у других богов. Да и без помощи людей богине тоже не обойтись. Ведь у неё же лапки, а лапками меч не удержишь. И даже сопровождающий игрока волшебный жук-художник Иссун, владеющий божественной кистью, не решит всех возникающих проблем.
Игровые механики
Когда дело доходит до исследования мира и сражений, приходит понимание, что стилистика Okami - это не просто художественный приём. Многое здесь завязано именно на рисовании. Одним движением божественной кисти можно вызвать солнце, воду или ветер, рассечь врагов или запустить волшебные фейерверки. И всё это может пригодиться как в бою, так и для решения вполне мирных задач, вроде помощи местным жителям. В обновлённой версии управлять кистью стало легче, что пошло только на пользу - хотя, некоторые игроки и будут ворчать об утраченной хардкорности. Но всё же оригинальная Okami порой была черезчур требовательна к точности рисования.
Однако, прежде чем Аматэрасу сможет использовать эти умения, им предстоит научиться у других богов, которых мы будем встречать по мере прохождения игры. Каждый новый приём рисования (всего их 13) делает геймплей всё более разнообразным, и к финальной части сюжета наша богиня подойдёт во всеоружии.
Кроме того, разнообразить боёвку поможет изучение разных комбинаций физических атак. Для этого потребуется обратиться к учителям - и, разумеется, заплатить им за тренировки. А после этого еще и повторить показанные приёмы на манекенах, что делает процесс обучения куда более интересным, чем в абсолютном большинстве игр.
Недостатки
Будет честно, если я упомяну и о том, что в Okami не вызывает особого восторга. И прежде всего, это затянутость некоторых моментов игры. По сюжету, нам нередко придётся возвращаться туда, где мы уже были, и дорога будет отнимать приличный кусок времени. Возможность быстрого перемещения появится далеко не сразу, и к тому же, на каждую телепортацию потребуется особая монетка. А они здесь на каждом углу не валяются.
Кроме того, отдельного упоминания заслуживает Кошачья башня, подъём на которую займёт около 5 минут непрерывных прыжков по стене. Разумеется, если не отвлекаться на изредка встречающиеся площадки, где игрока ждёт какой-нибудь ценный лут. Забрали вкусняшку? Молодцы, а теперь снова прыгаем вверх.
Впрочем, Okami с самого начала честно заявляет - эта игра не про динамику, не про насыщенное драматическими поворотами сюжета действие, где каждую минуту происходит нечто выдающееся. Она располагает к медитативно-спокойному наблюдению за неторопливо разворачивающимся сюжетом, в меру разбавленным сражениями и другим экшеном. Здесь ничто не мешает взять паузу и спокойно посидеть на краю обрыва, глядя на разворачивающиеся внизу пейзажи. Да, мир в опасности - но разве он не проживёт еще 5 минут, пока мы любуемся тем, насколько здесь красиво?
Хочу сказать отдельное спасибо сайту https://game-score.ru/about/zhivotnye/ - за то, что напомнил о существовании такой замечательного творения, как Okami, и сподвиг на написание этого обзора.