Хотите узнать, как много существует игр, основанных на книгах Анджея Сапковского про ведьмака? Настала пора собрать их все. Устраивайтесь поудобнее и читайте.
Так уж вышло, что мне до сих пор не удавалось по-хорошему поиграть даже в первого «Ведьмака», хотя в моей коллекции есть вся трилогия. Есть даже Gwent, который я скачал из чистого любопытства, поиграл немного и забросил (ну не цепляют меня карточные игрухи). Сегодня всё же решил исправить это упущение и пройти весь сюжет The Witcher с самого начала. Но сперва мне захотелось знать, сколько всего существует игр по этой вселенной. Итак, начнём по порядку.
Ведьмак (The Witcher)
Первой игрой, созданной по мотивам вселенной Неверлэнд, стал, разумеется первый «Ведьмак». Его разработка началась в 2004 году. Созданная за 2 года до этого студия CD Projekt RED первым делом попыталась сделать свой собственный движок – но что-то не срослось. В конце концов, разработчики отказались от попыток городить новый «велосипед» и просто купили лицензию на Aurora у BioWare. Потребовалось еще около 2 лет, чтобы дострогать движок напильником и навесить на него всё необходимое, а затем бета-тест и, наконец, релиз. Игра поступила на прилавки магазинов в октябре 2007 года, а в последующие 3 года первый «Ведьмак» получил несколько обновлений, дополнявших сюжет побочными квестовыми линейками.
Говоря по правде, в эту игру я всё же играл, однако дальше третьей главы дело не пошло. В целом, первая часть «Ведьмака» чертовски хороша сюжетом – игрока здесь ждут и муки выбора (подчас очень нелегкого), и лихие повороты (убить чудовище – и следом оказаться в тюрьме, каково?), и сложные битвы (уж больно жирны главные злодеи игры). Да еще эта вытянутая унылая морда Геральта...
История разворачивается некоторое время спустя после событий книжной саги Анджея Сапковского. Геральт возвращается в мир Неверленда, ничего не помня о прошлом и сохранив лишь часть навыков. И едва наш ведьмак успевает подлатать раны, как ему приходиться вступить в бой, а затем покинуть «родные» стены Каэр-Морхена в погоне за злодеями. Нападавшим удалось стащить секреты ведьмачьих мутаций для выращивания собственных сверхсолдат. Разумеется, с гнусными целями – а как иначе, игрокам же нужен Главный Злодей.
Ведьмаки немного посовещались и отправились в разные города, пытаясь отыскать, куда смылись нападавшие. В итоге, на след нападает именно Геральт. Вместе с чародейкой Трисс, изо всех сил подкатывающей к нему сиськи в отсутствие своей подруги Йеннифэр. Долгие поиски и скурпулёзный сбор улик наконец приведут нашего героя к тем, кто всё это затеял, и даже позволят раскрыть их мотивы. А итогом станет возвращение украденных секретов и победа над тем, кто всё это устроил.
Встретятся в игре и намеки на продолжение. Геральту изредка будет являться король Дикой Охоты, хоть и в виде призрака. В конце игры нам даже представится возможность навалять ему от души, но добить, увы, не выйдет. А заканчивается она роликом, в котором главный герой предотвращает покушение на короля Фольтеста. Вот только убийцей оказывается другой ведьмак — что даёт жирнейший спойлер на следующую часть серии.
Графика и боёвка… что сказать, для 2007 года весьма неплохо. Особенно для студии, которая до этого не выпускала столь масштабных игр. Конечно, вышедший в том же году Oblivion выглядит получше, но всё же стоит отдать должное студии CD Projekt RED – первый Ведьмак оказался крайне хорошей дебютной игрой.
Кстати, в 2022 году появились новости о том, что в разработке находится ремастер Ведьмака на базе игрового движка Unreal Engine 5. Надеемся и ждём=)
The Witcher: Versus
Думаете, следующим был Ведьмак 2? А вот и нет — в 2008 году Проджекты выпустили многопользовательский браузерный файтинг The Witcher: Versus. Игрокам предстояло сражаться друг с другом — как на дуэлях, так и в осадах городов (контроль города давал прибыль гильдии).
В «Версусе» были доступны 3 класса: ведьмак, чародей и химера (монстр), каждый со своими боевыми особенностями и навыками. Бои в ней проходили почти классическим для браузерок способом: каждый игрок выставляет атаку и защиту, затем сервер просчитывает ходы и выдаёт результат.
Однако, в отличие от большинства подобных игр, в The Witcher: Versus сражение длилось всего 6 ходов, и свои действия требовалось задавать заранее — то есть, проставить 6 атакующих и 6 защитных приемов, после чего запустить бой. Причем, это не просто атаки и блоки — каждый класс имел несколько разных умений в каждой категории, что делало дуели интересными и зрелищными.
Ещё одной фишкой игры было то, что процесс боя был анимирован — то есть, после запуска дуэли можно было посмотреть, как персонажи атакуют друг друга и защищаются от атак. Многие пошаговые браузерные файтинги того времени показывали только лог в стиле «Ваш персонаж извернулся и нанёс удар носом в пятку противника. Противник получает 100500 урона», поэтому творение Проджектов было гораздо более интересным.
«Версус» был переведён на английский, польский (еще бы) и русский языки, а в России её локализатором и распространителем стала фирма «Фабрика Онлайн». Я пытался найти информацию об этой компании, но судя по тому, что в её профиле на hh.ru нет ни единой вакансии, а сайт, который указан в нём, теперь продаёт кондиционеры — лавочку давно прикрыли.
Увы, но каждой онлайн-игре рано или поздно приходит конец. И The Witcher: Versus не стала исключением — её сервера закрылись 31 мая 2012 года, завершив 4-летнюю историю проекта. А жаль, ведь порубиться в неё я так и не успел, опоздав более, чем на 10 лет=(
И так как поиграть больше не выйдет, вот вам видеообзор - хотя бы посмотрим, как это выглядело:
Забавно, а ведь пока не решил собрать всех ведьмаков в одну кучу, я и не подозревал, что по этой вселенной была такая игра.
Ведьмак 2: Убийцы королей (The Witcher 2: Assasins of Kings)
Следующей по очередности выхода игрой стало продолжение серии про приключения Геральта — Ведьмак 2. Она вышла в свет в 2011 году и стала первым проектом, которую полякам удалось довести до ума на собственном движке.
Первая часть закончилась роликом, в котором наш ведьмак спас короля Фольтеста от покушения. А вторая начнётся с нового покушения на него же, вот только в этот раз Геральту повезёт куда меньше: мы не только не успеем спасти монарха, но и окажемся единственным подозреваемым в этом преступлении. И единственный способ спастись, который нам будет доступен — это убедить Вернона Роше, правую руку короля и главу спецотряда «Синие полоски» в своей невиновности, а затем направиться на поиски настоящего убийцы.
В игре «Ведьмак 2» боевая система претерпела существенные изменения: появились ловушки и QTE-активности, сражения стали интереснее, а персонаж — удобнее в управлении (по моему скромному мнению). Сам же Геральт стал куда больше похож на себя из третьей части, избавившись от вытянутой измождённой физиономии, с которой он бегал в первой игре трилогии.
Одной из важных особенностей сюжета The Witcher 2 является выбор стороны, который повлияет на крупный кусок контента. Игроку предстоит решить — остаться ли с Роше и продолжать расследование с ним, или же примкнуть к лидеру «скотоелей» Йорвету, чтобы получить сведения об изнанке охоты на королей с помощью ведьмачьей школы Змеи.
В финале нам предстоит узнать, что Трисс известен способ вернуть Геральту потерянную память. А затем сразиться с главным антагонистом — ведьмаком Лето, больше похожим на бодибилдера, чем на борца с чудовищами. Наша победа предотвратит дальнейшее обезглавливание монархов — вот только Нильфгаард, затеявший эту кровавую игру, нужных результатов уже добился.
Именно поэтому «Ведьмак 2: Убийцы королей» заканчивается кадрами, в которых нильфгаардские войска начинают наступления на королевства, ослабленные грызнёй за опустевшие троны. А значит, в новой части нам придётся расхлёбывать последствия. Ну просто ни минуты покоя бедному Геральту:D
The Witcher: Adventure Game
Следующим по очереди проектом по Ведьмаку, увидевшим свет, стала цифровая версия настольной игры с одноимённым названием. Она была выпущена в 2014 году, и доступна как на ПК, так и на смартфонах (официальный сайт игры декларирует доступность на iOS и Android, вот только версию для последней ОС мне удалось найти только на всевозможных сайтах-архивах).
В ней игрокам доступны на выбор 4 основных персонажа — Геральт, Лютик, Трисс и Ярпен Зигрин (герой литературной саги, также появлялся в «Ведьмак 2: Убийцы королей». Краснолюд, как и любимый многими Золтан). У каждого свои особенности:
- Геральт — отличный боец, легко справляется с заданиями на уничтожение монстров и другими силовыми квестами, имеет выгодный курс обмена военных ресурсов
- Лютик — дипломат, им выгоднее всего менять дипломатические ресурсы
- Трисс — разумеется, маг, с лучшим курсом на магические ресурсы
- Ярпен Зигрин — универсал по части войны и дипломатии.
Партию можно начать, когда распределены роли. Если живых игроков недостаточно, оставшиеся роли можно доверить компьютерному управлению. Собрали команду? Можно начинать!
Увы, я не фанат настолок и карточных игр. И The Witcher: Adventure Game умудрилась совместить в себе оба этих жанра. Поэтому даже чисто формальное знакомство в виде пары часов геймплея я предпочёл пропустить, ограничившись прочтением нескольких обзоров. И так как, по моему скромному мнению, этого недостаточно для того, чтобы составить полноценное мнение, перейду к следующему пункту списка.
Возможно, когда-нибудь я соберусь с духом и осилю её. Но не сегодня. Так что ловите обзор, накопанный на ютубовских просторах:
И на этом пока хватит с меня=)
The Witcher Battle Arena
Ещё одна игра по Ведьмаку, которая прошла мимо меня. Её релиз состоялся в январе 2015 года — то есть, совсем незадолго до третьего витчера, и из-за мобильного формата, а также отсутствия официальной русификации многие также благополучно её пропустили.
The Witcher Battle Arena была достуна на iOS и Android, а представляла она из себя мобильную MOBA 3 на 3 с контролем точек. Чем больше точек у твоей команды — тем ближе победа. Чем меньше - тем ближе, естественно, проигрыш. Для выбора были доступны уже знакомые нам персонажи - Геральт, Золтан, Йорвет, Лето и другие. Интересной фишкой игры была возможность настраивать скилы персонажей - например, увеличивая урон в ущерб дальности или скорости атак, либо же наоборот.
Помимо сражений между живыми игроками, в "Арене" присутствовали и режимы игры с ботами - как соло, так и кооператив. Весьма хорошее решение, на мой взгляд - новичкам куда легче познавать первые аспекты игры против компьютера, а не сталкиваться в первом же бою с уже поднатаскавшимися задротами=)
Разработку Проджекты вели совместно с компанией Fuero Games, молодой на тот момент компанией из Польши. Трудно сказать, получили ли они в итоге ту игру, которую задумывали — вот только особого интереса «боевая ведьмачья арена» не вызвала, и 31 декабря 2015 года The Witcher Battle Arena ушла в историю, не прожив и года.
Перед тем, как перейти к следующему пункту коллекции - вот неплохой видеообзор по почившей ведьмачьей "арене":
Ведьмак 3 (The Witcher 3)
Вот мы и добрались до самого популярного пункта среди игр по ведьмачьей вселенной. Релизнувшись в 2015 году, The Witcher 3 стремительно захватила ума и сердца геймеров, став для многих любовью на долгие годы. Разумеется, как и всё популярное, свою долю хейтеров она тоже отхватила, однако большинству тех, кто в неё играл, она очень даже зашла.
В новой части Геральту предстоит гоняться за своей "дочерью" - ребенком-предназначением Цири, которая вернулась в Неверленд, спасаясь от эльфов Дикой Охоты. Ведьмак будет идти по следу, раз за разом узнавая, что его цель снова ускользнула, и и лишь после долгих поисков он сможет с ней воссоединиться. Но этот момент отнюдь не станет финалом - ведь Дикая Охота никуда не делась, и нам придётся приложить немало усилий, чтобы найти способ её одолеть. А благодаря дополнениям "Каменные сердца" и "Кровь и вино", выпущенным Проджектами, решение проблем с иномировыми эльфами не поставит точку в приключениях Белого волка - для него найдутся новые приключения.
«Третий Ведьмак» поднял планку польского игростроя на весьма достойный уровень, показав гораздо больше, чем можно было ожидать после первых двух игр основной трилогии. Даже основная сюжетная линия больше не требует линейного прохождения по порядку — вместо того, чтобы обыскивать стартовый Велен, а затем копаться в Новиградских интригах, выясняя, куда пропал Лютик, можно накопить бабла на корабль, и сразу отправиться следом за Йеннифэр на Скеллиге.
Игра вам не только это позволит, но и подарит новые диалоги и варианты развития событий. Как вам, например, возможность узнать о появлении странного уродца после бегства Цири от Дикой Охоты, провести расследование на Скеллиге и выйти, в итоге, на Кровавого Барона, к которому он попал через пачку перекупов? Если проходить сюжет по стандарту, мы сначала знакомимся с Бароном, замечаем у него уродца - и лишь попав на Скеллиге, понимаем, что он может быть связан с Цири. А детали того, как Ума очутился в Велене, остаются невыясненными.
Подобных возможностей игра предоставляет огромное количество, что делает поиск нестандартных вариантов прохождения сюжетных и побочных квестов крайне увлекательным занятием.
Большие перемены коснулись и боевой системы — она стала куда динамичнее, получила интересные варианты развития (мечи/знаки/бомбы, плюс алхимия), каждый из которых существенно меняет геймплей. Жаль, конечно, что Проджекты не доработали ветку арбалетов, и они остались бесполезным оружием с единственным актуальным применением — отстрел подводных монстров, тут им никакой альтернативы нет (даже летунов можно сбивать другими способами).
Тут меня могут упрекнуть те, кто всю жизнь вкачивались в чистые мечи — мол, для билдов на знаки и бомбы нужно сначала поднять уровень, чтобы открылись нужные перки. Да, согласен, но ведь для этого есть «Новая игра +», где можно начать всё сначала, уже имея достаточный левел.
Наконец, графически игра тоже подтянулась на приличный уровень, а после патча 4.0 всё стало ещё лучше. И поэтому я без колебаний считаю «Ведьмак 3» настоящим шедевром игростроя, достойным тех высоких оценок, которые он получил как от тематических порталов, так и от игроков.
Гвинт: Ведьмак (Gwent: The Witcher)
3 года спустя после выхода последней части трилогии про Геральта карточная игра по Ведьмаку доросла до отдельного релиза. И несмотря на всю мою нелюбовь к данному жанру, вынужден признать — это вышло весьма недурно. Конечно, надолго увлечь она меня не смогла, но несколько месяцев я периодически заходил в неё, перекинуться картишками на пяток-другой партий.
В качестве самостоятельной игры, Гвинт получил существенные отличия от своей «внутриведьмачьей» версии. Оставив общую базу, Проджекты кардинально переработали множество аспектов и добавили огромное количество новых механик, фракций. Часть из них стала доступна уже на старте игры, другие — постепенно завозили вместе с глобальными обновлениями.
Gwent стал киберспортивной дисциплиной еще до официального выхода — в 2017 году. На тот момент игра проходила закрытый бета-тест, и на первый турнир смогли попасть 4 лучших игроки беты, а также 4 профессиональных «хартстоунщика». В итоге, первые 2 места забрали именно профи, поднаторевшие на карточных боях в Heartstone. В дальнейшем, Гвинт получил рейтинговый режим, участвуя в котором, каждый игрок мог претендовать на попадание на турниры.
На текущий момент CD Project RED планируют завершить работу над игрой — в 2023 году запланировано последнее глобальное обновление и последний киберспортивный турнир, после чего Gwent останется без поддержки со стороны разработчика. Сколько он продержится после этого — увидим.
Для тех, кто заинтересовался - очередной накопанный видеообзорчик к этому посту (довольно свежий, кстати - на момент публикации статьи не прошло и года):
А мы отправляемся дальше.
Кровная вражда: Ведьмак. Истории (Thronebreaker: The Witcher Tales)
Хотелось бы закончить еще на предыдущем пункте, но тогда история ведьмачьих игр будет неполной. Поэтому придётся упомянуть ещё одну карточную игру по мотивам этой вселенной.
Изначально «Кровная вражда» должна была стать очередным дополнением для Гвинта — но что-то пошло не так, и польские разработчики перестарались. Напихав в неё пачку контента со связанным сюжетом, они решили сделать из этого отдельную однопользовательскую игру.
Сюжетно, события происходят где-то во время книжной саги по ведьмаку. Главным героем здесь стала королева Мэва, правившая Лирией и Ривией (да, той самой). Игроку предстоит помочь ей справиться с войсками Нильфгаарда, напавшими на её государство, используя в боях всё те же карты. Но, в отличие от того же Гвинта, балансу здесь уделено куда меньше внимания — видимо, разработчики решили не утруждать себя долгими тестами, раз речь идёт об игре без онлайн-режима.
«Кровная вражда» получила хорошие отзывы как от игровых порталов, так и от геймеров. Многим понравились как истории, раскрывающие ведьмачью вселенную с новой стороны, так и необычные механики, разнообразившие привычный многим Гвинт. Но несмотря на подобный успех, Проджекты не стали ни делать для неё обновления, которые могли бы добавить в игру контент, ни выпускать аналоги про других персонажей.
Заинтересовались? Вот неплохой видос по этой игре:
Итак, что у нас следующее в списке?
Ведьмак: Охотник на монстров (The Witcher: Monster slayer)
На момент написания данной статьи — это последняя игра про ведьмаков, которая получила релиз. Он состоялся 21 июля 2021, а разработкой занималась студия Spokko, купленная Проджектами незадолго до этого.
«Monster slayer» задумывался как аналог Pokemon Go, вышедшей еще в 2016 году и получившей бешеную популярность по всему миру. Идея, собственно, была неплохой: дать каждому возможность почувствовать себя ведьмаком в почти реальности (дополненной картинкой на экране смартфона), и побродить по родному селу/городу/турбазе в поисках опасных чудовищ, чтобы сразиться с ними.
Но мир неумолим — если ты опоздал, значит ты опоздал. Пятилетняя разница с лидером, куча багов на релизе и навязчивая монетизация «Охотника на монстров» сделали своё дело. Игра так и не получила широкой популярности, несмотря на успех в отдельных странах. И несмотря на то, что сервера еще работают, судьба «Слеера» предрешена: после 31 января 2023 года он пропал из магазинов приложений для Android и iPhone, а 30 июня игра окончательно закроется.
Видеообзор:
Как по мне - игра хоть и была графически неплохой, однако далеко не всем придётся по нраву гонять по окрестностям в поиске редких монстров, заспавнившихся где-то в глуши или посреди промзоны. Идя по следам Pokemon Go, разработчики The Witcher: Monster slayer не удосужились сделать ей достойную рекламу. К тому же, во многих странах игра стала доступна далеко не сразу после релиза - а это весьма и весьма серьёзный просчет.
Что дальше?
Разумеется, в будущем мы еще увидим новые игры, посвященные миру ведьмаков. CD Project RED работает как минимум над двумя новыми проектами в этом направлении, не считая ремастер своего самого первого творения. Остаётся только ждать.
В этой статье я не стал разбирать другие игры, в которых так или иначе появлялись ведьмаки — здесь собраны только проекты, посвященные данной вселенной целиком и полностью. Зато постарался собрать исчерпывающий перечень. Упустил ли я что-то? Вряд ли, но если вы знаете об интересной игре про мир ведьмаков, которой здесь нет — буду рад, если напишете об этом на мой ящик ([email protected]).