Обзор Limbo - мальчик, который не выжил

Мой персональный призыв

Игры: 
Обзор Limbo - мальчик, который не выжил

Limbo - та самая игра, атмосфера которой ни на минуту не ослабевает. Чёрно-серая картинка. Мрачное звуковое сопровождение. И одинокий мальчик против безжалостного мира, где на каждом шагу поджидает смерть.

Будучи одним из инди-проектов, Limbo удалось завоевать сердца и души множества геймеров со всего света. Разработчикам удалось совместить простой геймплей, лаконичное оформление и непростые головоломки в потрясающе цельном образе места. Места, в которое никто не хотел бы попасть. Но подглядеть за тем, как там будет справляться герой игры - вполне. Так что налейте чайку, и начнём погружение в Лимб.

История разработки

Идея создания Limbo принадлежит Арнту Йенсену. В 2004 году, во время работы в IO Interactive, он понял, что корпоративный дух ему не по душе. Именно тогда Йенсен начал работать над своим проектом, который спустя долгих 6 лет стал одним из самых успешных инди-игр. Однако до этого предстояло сделать ещё очень много.

Всё началось отнюдь не с главного героя. Первым в голове художника появилось место, и лишь потом он "запустил" в него маленького мальчика. На старте Арнт увлечённо работал один, вдохновлённый свежими идеями, однако спустя пару лет ему стало ясно, что соло проект не вытянуть. Тогда он засел за создание трейлера в надежде найти единомышленников, и надо сказать - это сработало. Бесхитростный ролик, в котором малыш пытается избежать смертельных опасностей в мрачном мире привлёк большое внимание, и среди тех, кто его увидел, нашлись разработчки, которые заинтересовались идеей создания этой игры.

Исходный ролик, к сожалению, не сохранился в сети. Однако в 2018 году он был перезалит на канале разработчика игры, так что я всё-таки могу им поделиться.

Первым в команде появился программист Дино Патти, вдвоём с которым Йенсен основал компанию Playdead. А спустя короткое время над Limbo уже трудилась команда из 8 постоянных сотрудников, в помощь которым периодически привлекались фрилансеры. Playdead сумела получить грант от правительства Дании по программе развития игростроя в стране, позже к финансированию компании присоединились и частные инвесторы, средства которых помогли завершить разработку и дать игре жизнь.

Конечно, не всё шло гладко. Некоторые инвесторы пытались протолкнуть свои идеи в игру. Спустя годы разработчики со смехом вспоминают нелепые предложения, которые им поступали - среди них были мультиплеер, выбор сложности и даже повышение возраста главного героя. Дино и Йенсен отвергли все подобные советы, и надо сказать, это пошло только на пользу Limbo. Также как и тотальная "зачистка" лишнего контента, который не вписался в общую картину игрового мира (по оценкам Патти, было удалено около 70% наработок).

Первыми возможность опробовать Limbo получили владельцы Xbox, на которых игра стала доступна 21 июля 2010 года. Чуть больше года спустя появились версии для ПК на Windows и PS 3, а затем и для Mac OS. Игра при этом обзавелась секретным уровнем, которого не было на релизе. Ну а в последующие годы разработчики портировали Limbo и на другие платформы, так что сегодня в неё можно поиграть ещё и на телефонах с Android и iOS, а также на карманной приставке Nintendo Switch.

В первый же год продажи игры принесли Playdead такую прибыль, что разработчики смогли выкупить компанию у инвесторов, и с головой окунуться в работу над новым творением под названием Inside. Limbo же продолжила радовать своих создателей: проект был отмечен рядом престижных наград на международных фестивалях и мероприятиях, а также вошёл в перечень лучших игр 2010 года по версии множества изданий, включая Time, Sun или знакомой отечественным геймерам "Игромании".

Впечатляет, не правда ли? А теперь пора окунуться поглубже, и посмотреть, что же это за зверь такой - Limbo.

Как это выглядит?

В полном соответствии своему минималистическому стилю, игра полностью лишена начальной заставки. Limbo даёт нам лишь понаблюдать за неподвижно лежащим в лесной траве главным героем, но стоит тронуть лишь одну кнопку - и приключение началось. Несколько секунд ожидания, пока малец очнётся и полностью придёт в себя, и нам пора в путь.

Limbo - старт игры
Может, не надо вставать? Там, впереди, как-то не очень)

В этом мрачном мире под нашим управлением будет самый обычный ребёнок. Никаких скрытых способностей, никаких умений - и никакого оружия. И только наша собственная соображалка позволит ему дожить до конца пути.

Надо сказать, что постараться придётся изрядно. В Limbo нет очков здоровья, любое препятствие здесь - смертельно опасно. Один неверный шаг, и мальчишка камнем идёт ко дну (да, он даже не умеет плавать), напарывается на шипы, попадается в лапы огромного паука или умирает десятками других, не менее жестоких способов.

Limbo - каменный шар
Через мгновение превращаемся в блинчик

И даже редкие люди, которые будут встречаться нам на пути - отнюдь не союзники, на которых можно положиться. Вместо оказания помощи в нашего персонажа будут швыряться камнями и горящими шинами, стрелять отравленными дротиками или пытаться поймать в гигантские капканы размером "на тиранозавра".

Limbo - засада с дротиками
Здесь даже не спросят для приличия, с какого ты раёна) Просто беги, пацан!

На протяжении всей игры нам предстоит надеяться только на себя. Даже те редкие существа, которые помогут преодолеть препятствия, сделают это совсем не добровольно. Их придётся ловить или загонять в нужные места, чтобы получить возможность ещё на шаг продвинуться к цели. Ну или к смертельной ловушке, поджидающей на следующем экране.

В одном из обзоров Limbo, которые я читал, упоминалось, что разработчики окрестили стиль этой игры словосочетанием "trial and death". И надо сказать, это как нельзя лучше ей подходит. Здесь ты постоянно попадаешь в ситуации, где цена ошибки - жизнь главного героя. Недопрыгнул - умер, перепрыгнул - умер, поспешил или замешкался - тоже умер. И безжалостная игра отправляет тебя снова проходить это же испытание раз за разом, пока не получится его преодолеть. А следом на пути встанет новое препятствие.

А как играть?

Как я уже упоминал выше, наш герой не обременён никакими особыми способностями. Он может бегать и прыгать, хвататься за канаты и уступы, тащить или катить тяжёлые предметы - и на этом всё. Больше никаких возможностей для прохождения смертельно опасных испытаний игра нам не подарит. Так что вперёд и с песней: пора пытаться и умирать, в полном соответствии с задумкой создателей Limbo.

Limbo - капкан
За миг до смерти

На пути нам предстоит преодолеть множество препятствий. Что интересно, в некоторых случаях смертельные ловушки оказываются полезны - в них можно заманить преследователей и понаблюдать за тем, как люди и чудовища, секунду назад желавшие нас убить, сами оказываются покалечены или перемолоты в труху. В Лимбе либо ты, либо тебя. Такие дела.

Управлять персонажем легко. Малец слушается малейшего нажатия кнопок, которых вам потребуется всего 5: на клавиатуре это 4 стрелки для движения и CTRL для действий. Всё. Но если вы думаете, что этого достаточно, то...земля вам пухом. Limbo потребует от вас как следует пораскинуть мозгами, так что выбирайте - своими (в переносном смысле) или главного героя (в самом, что ни на есть, прямом)? Порой, чтобы решить головоломку, вам придётся прогуляться за отдельными составляющими на несколько экранов. В других же местах персонажа будут подстерегать сразу несколько смертельных ловушек, избежать которых можно, лишь просчитав все шаги наперёд, и безошибочно выполнив задуманное.

В Limbo есть лишь несколько мест, где нашему мальчугану за ошибку ничего не грозит. Правда, добравшись до них, уже с трудом в это веришь. Вот этот вот комар-переросток не пытается пустить пацана на фарш, серьёзно?

Limbo - насекомое
Яркий пример симбиоза в природе - насекомое показывает мальчику вид с высоты на всю окружающую красоту

Да, вполне - мы даже можем его поймать, чтобы взобраться повыше. Но игра ещё не раз докажет, что расслабляться рано. Лишь когда будет пройдено финальное испытание, и невидимая сила мягко вынесет нас за пределы Лимба, уложив в траву в месте, как две капли воды похожем на то, откуда мы начинали, можно расслабленно вздохнуть: кажется, всё.

А что здесь по сюжету?

Да почти ничего. Всё, что разработчики решили поведать игрокам - так это то, что главный герой ищет свою сестру в Лимбе. Ну а то, как он туда попал, почему именно туда и как здесь очутилась его сестрёнка, остаётся на откуп воображению. Которое каждый может использовать в меру своей испорченности и образованности, чтобы объяснить недостающие фрагменты истории.

Если исходить из католического определения Лимба, куда попадают после смерти души некрещённых детей и добродетельных людей, родившихся до пришествия Христа, это место не должно быть ни наказанием, ни спасением. Эдакая тихая унылая гавань. В игре же мы встречаемся с абсолютно другим видением. Limbo - средоточие опасностей, место обитания кровожадных чудовищ и не менее кровожадных людей. Каждый шаг по этому миру сопровождается красноречивой иллюстрацией того, что местные обитатели хотят только одного: чужой смерти.

Limbo - паук
Здешнему пауку мы на один тычок

Кто-то убивает явно для пропитания, как те же гигантские пауки. Мотивы людей не ясны - то ли они страшатся каждого чужака, даже в облике ребёнка, то ли это способ откупиться от здешних монстров, то ли...мы для них тоже обед. Но здесь хотя бы есть вполне рабочие версии. Однако полнейшей загадкой остаётся то, кто же построил эти гигантские заводские конструкции, через которые нам неоднократно предстоит пробираться с риском для жизни? Они совсем не похожи на промышленные системы, здесь невозможно наладить производство хоть чего-то, что можно представить человеческим разумом. Всё, для чего они пригодны - стать смертельными испытаниями для того, кто отважится пройти дальше.

Не внесёт ясности в сюжет и концовка. Да, последний уровень позволит нам найти, наконец, дорогую этому мальчугану сестрёнку. Но что это с ней? Она испуганно вздрогнет и замрёт, когда главный герой подойдёт поближе. Неужели она нас совсем не ждала? Или же ей тоже пришлось пройти через все эти ужасы, и даже родной брат теперь кажется ей страшным до чёртиков?

Limbo - встреча с сестрой
Долгожданная встреча...но почему-то она не кажется радостной

А может быть, дело в чём-то ещё? Например, в том, что произошло между этими двумя ещё до попадания в Лимб? Игра не даст ответов. Мгновение встречи - и нас тут же ждут финальные титры.

Вердикт

Limbo - замечательная игра на вечер, с весьма своеобразным миром, настроение которого не отпускает ни на секунду. В неё неплохо порубиться как в одиночестве, так и в компании (например, по старому доброму правилу "до первой смерти"). Кому бы я её категорически не рекомендовал - так это впечатлительным и, особенно, депрессивным натурам. Им лучше держаться подальше от здешней мрачной и тревожной атмосферы. Всем остальным мой совет: не проходите мимо, ведь Limbo чертовски хороша.

А может быть, так лучше?

Последние записи в блоге

Кому, как не мне, это делать?