
«Я стар. Я очень стар. Я просто суперстар! Шутка, конечно», - мог бы сказать я следом за гоблинским Бульбой Сумкиным. На самом деле, мне чуть больше 30 – и мои первые компьютерные игры недавно разменяли второй десяток. Пожалуй, пришла пора вспомнить о них.
Впервые я столкнулся с компьютерными играми в кружке программирования, который посещал еще будучи школьником. В промежутках между созданиями «Hello world», калькуляторов и прочих учебных поделок на Бейсике преподаватель показывал нам игровые шедевры того времени. Надо ли говорить, как это завлекало тогдашних детей? В итоге, программистами мы так и не стали, зато завсегдатаями игровых клубов – точно. Безбрежный мир компьютерных развлечений всерьёз и надолго затянул нас, а некоторых не отпустил до сих пор. Меня - уж точно)
Я не ставлю перед собой задачу вспомнить всё, во что удалось поиграть. Только самые интересные и увлекательные компьютерные игры моего детства войдут в этот обзор. Итак, поехали!
BabyType
Моей самой первой игрой на ПК стал этот нехитрый тренажер скоропечатания. Прежде, чем усадить школоту за программирование, наш преподаватель несколько дней учил нас набирать больше 10 символов в минуту при помощи BabyType. Играли мы на компьютерах IBM 386, которые работали под DOS.
Суть BabyType проста. Игроку выдается персонаж – симпатичный рыжий шарик с темно-синими полосками, который удирает от различных опасностей. Среди угроз: монстры, способные проглотить вас за один присест, прессы, готовые вас раздавить, постепенно исчезающий пол под ногами. И шарик рад бы убежать от надвигающихся проблем, но у него на пути стоят синие блоки с различными символами (буквы, цифры, пробел и спецсимволы). К счастью, они пропадают, если нажать на клавиатуре правильную кнопку. Ошибки, напротив, ускоряют приближение опасности. К тому же, они накапливались в правом баре, при заполнении которого игра завершалась.

Надо ли говорить, что подобное обучение нравилось нам куда больше нудных школьных уроков? Мы с нетерпением ждали дня, когда была наша очередь приходить в кружок, и с азартом рубились в «печаталку», соревнуясь в том, кто пройдет больше уровней и наберет больше очков.
Немного погуглив, я нашел онлайн-версию BabyType и даже слегка поиграл.
Что ж, не самые лучшие результаты после 20-с-чем-то-летней паузы. Пожалуй, надо подтянуть скилы)
Самые внимательные уже успели разглядеть на первом скрине BabyType разработчика - Doka. Да, скорее всего, именно отсюда растут ноги у жестокой шутки об игре Дока 2, которую кто-то сыграл с самоназванным интернет-экспертом Филиппом Днепровым.
WarCraft: Orcs & Humans
Warcraft стал второй игрой, с которой я познакомился всё в том же компьютерном кружке. Стратегия работала под DOS, и я даже не помню, можно ли было в ней пользоваться мышкой. В целом, первое знакомство с Warcraft понравилось далеко не всем, и мы быстро перешли к другим развлечениям. Плоская двухмерная игра с видом сверху, где в невнятных копошащихся пикселях едва угадывались черты орочьих и людских юнитов не особо затягивала юное поколение. Впрочем, вышедшая через несколько лет StarCraft, произвела намного более приятные впечатления. Но об ней чуть позже)
Сегодня сеттинг «Орки-Люди» кажется довольно примитивным и ограниченным, ведь игроделы успели придумать множество других необычных рас. Однако для середины 90-ых зеленокожие клыкастые бугаи казались чем-то фантастическим и волшебным, ведь такого никто из нас точно не видел (собственные коленки и рожи в зелёнке – не в счёт). Да и в целом, возможность добывать ресурсы, строить с их помощью здания и нанимать в них дополнительных работников и войска также была в диковинку. Ещё бы – на тот момент мы были знакомы только с BabyType, и куда чаще играли в прятки или «казаки-разбойники», чем в компьютерные игры.
Как следует порубать в эту игру нам мешал формат кружка – всё-таки, мы ходили туда учиться работать с ПК и программировать, и время на развлечения было весьма ограниченным. За 10-15 минут, которые можно было уделить играм в промежутках между выполнением учебных задач, можно было разве что базу отстроить – но никак не повоевать в своё удовольствие.
Descent 2
Эта космическая леталка-стрелялка была настолько сложной, что большинство ребят в кружке программирования играли в нее не больше 5 минут. Но только не я и не один мой друг. Мы быстро поняли, что в одиночку нам тяжело, и стали рубиться вдвоём – один был навигатором и управлял самим космолётом, а второй отвечал за ракеты и пушки. Сегодня я с усмешкой вспоминаю о тех затруднениях, ведь в современных играх всё делается мышкой. А вы попробуйте пострелять по шустрым космическим засранцам, наводясь только на клавиатуре - да ещё и в игре, где пол, стены и потолок являются просто условностью.
Целью каждого уровня в игре был подрыв реактора, который располагался где-то в глубинах лабиринта. А при успешном завершении миссии можно было насладиться коротким роликом с вашим космическим кораблём и вражеской базой, разлетающейся на части в качестве фона. Крутые парни не смотрят на взрывы - они оставляют их позади. Такие дела=)
К сожалению, Descent II появилась в нашем кружке незадолго до его закрытия, поэтому долго рубиться в нее мы не смогли. А в компьютерных клубах ее почему-то никогда не было (по крайней мере, в тех, куда я ходил). Но я и сегодня тепло вспоминаю эту игру.
Сейчас Descent II можно приобрести в магазинах Steam или GOG.
Return Fire
Ах, этот Return Fire! Сколько мы в него рубились, это просто жуть. Вы только подумайте – в наши детские лапки давали танк, вертолет, бронемашину с ракетами и даже джип с надувными колесами, способный гонять по воде! Да еще и возможностью погонять не против компьютерного противника, а против своего же друга в режиме игры 1 на 1! Это же самый настоящий мультиплеер - самый первый в моей жизни!
Фух, кажется, с восторгами покончено, можно и про саму игру рассказать. Return Fire – это настоящий военный симулятор, в котором игроку предлагается управлять боевыми машинами с разными функциями. В нем можно было громить вражескую базу, давить чужих солдат и проворачивать настоящие тактические операции, заманивая преследующего врага в заранее подготовленную ловушку (на мины или к союзным стреляющим башням). Что уж говорить, настоящие мальчишеские развлечения=)
Основной же целью игры является разрушение вражеского штаба и доставка из него флага на свою базу. При этом, бомбить врага можно на чём угодно, однако за флагом придется ехать на быстром, вертлявом и очень хрупком джипе. Для начала, требовалось хорошенько проутюжить маршрут более тяжелыми средствами и только после этого выезжать на внедорожнике за свидетельством своей победы.
Играли мы в то время уже не в кружке, а в домашнем компьютерном клубе, который организовал у себя один предприимчивый мужик (назовем его «дядя Толя»). В разгар разрухи 90-ых ему удалось прикупить весьма мощный по тем временам комп Intel Pentium, на который он накатил пучок игрушек. И уже вскоре вся местная детвора штурмовала порог его квартиры. Брал он за час игры весьма умеренно, а иногда принимал вместо денег различные услуги по дому (помыть полы или посуду). Кроме того, ему можно было сбагрить и мелкую рыбешку – на корм породистым кошакам, которых он тогда разводил. Часто у дяди Толи собирались целые толпы: одни уже закончили играть, но остались посмотреть, вторые активно рубятся, а третьи только ждут своей очереди (которая настанет через час-два, а то и позже).
StarCraft
Не обошел я стороной и легендарное детище «Метелицы». Впервые я увидел StarCraft всё у того же дяди Толи – тогда в него активно рубился его сын. По сравнению с первым вариком это был настоящий шедевр, в который я немедленно втрескался, и не успокоился, пока не прошел все компании сначала основной игры, а затем и дополнения BroodWar.
В основном, я играл за терранов и зергов. Первые привлекали меня мощной танковой обороной, невидимостью истребителей и возможностью устраивать локальный «армагедец» при помощи гостов и ядерных ракет. Ну а вторые понравились концептом единого сознания Роя, а также возможностью сочетания массовых атак многочисленной мелкой пехотой для отвлечения внимания и точечными уколами по целям с использованием более мощных юнитов (в основном, мутировавших летунов, названия которых я так никогда и не смог запомнить).
Протоссы же казались мне странными и непонятными, поэтому даже кампании за них я проходил с большим трудом. В конце концов, они надоели мне настолько, что я просто забил на них и сосредоточился на игре другими расами.
Однако уже через несколько лет я осознал, насколько мощным оружием могут стать Протоссы в руках понимающего игрока. Тогда я уже учился в универе и часто ходил в компьютерный клуб со своими однокурсниками. Один из них весьма умело рубился за эту расу, и не раз давал мне прикурить. Впрочем, я и сам регулярно одерживал над ним победы, поэтому играть друг с другом нам никогда не надоедало. Партии в StarCraft стали нашим регулярным видом отдыха после учебы или в «окнах» между парами, и закончилось это лишь через пару лет, когда на смену играм пришли другие увлечения (впрочем, это уже совсем другая история).
В 2017 году компания Blizzard сделала олдовым геймерам шикарный подарок. Оригинальная версия Starcraft: Brood War стала бесплатной, а для эстетов, привыкших к хорошей графике, был выпущен ремастер игры. Купить Starcraft: Remastered можно тут. Старый добрый старик практически не изменился - лишь немного отбалансирован и косметически подтянут, в остальном он всё тот же. Ну, разве что ладдер в Battle.net поменялся, да онлайн в нем стал повыше. Но это же только плюс, не так ли?
Heroes of Might and Magic 3
Однажды, придя с друзьями поиграть к дяде Толе, мы обнаружили там нескольких парней, которые увлечённо играли во что-то новое, необычное и весьма увлекательное. Они постоянно менялись местами, уступая кресло тому, чей ход был сейчас. И это было ещё одним преимуществом, ведь участие в игре принимали все – либо активно управляя замками и героями во время своей очереди, либо внимательно собирая информацию о том, что делают другие. Если угодно, подобный процесс можно сравнить с партией в карты, домино или монополию, только за компьютером. Больше не нужно было пассивно наблюдать за тем, как рубятся остальные, в ожидании своей очереди - ведь теперь вся компания могла играть одновременно!
За пару часов наблюдения нам удалось немного разузнать об этой игре – и надо ли говорить, что именно в HOMM 3 мы стали рубиться в тот день, забив на свои планы? Разумеется, будучи друзьями, мы обычно играли в союзах против компьютерных соперников, активно откатывались на дальние сейвы, если у кого-то дела шли неважно, и переигрывали целые куски партии, чтобы добиться лучших результатов. У каждого из нас были свои любимые города и герои – я обожал Некрополис и Оплот (знаю, то ещё сочетание), один из моих друзей играл только за Оплот, другой – только за Замок, третьему подавай Инферно. Что характерно, никому из нас не понравился новый город Сопряжение, который появился в дополнении «Клинок Армагеддона». Слегка опробовав его, мы вернулись к своим прежним наигранным схемам.
Именно в этот момент нам пришлось понять, как хорошо иметь свой собственный компьютер. Дело в том, что популярность "дяди Толи" стала пробивать все мыслимые пределы – к нему начали записываться за несколько дней, а некоторые компании даже бронировали комп на целую ночь. В результате, на жестком диске просто не хватало памяти для сохранения всех сейвов, и многие просто перезаписывали свои партии на чужие. Часто случалось так, что мы просто не находили свои сохранёнки, и приходилось начинать игру с самого начала. Это раздражало и нас, и других посетителей «клуба», обстановка накалялась, и в конце концов многие перестали ходить туда. К счастью, мне и моим друзьям удалось пережить этот небольшой кризис, и мы еще пару лет поигрывали у дяди Толи в «третьих героев».
Вышедший в 2015 году ремастер игры сегодня можно приобрести в Стиме. Впрочем, разработчики не оправдали надежд по всем фронтам. "Апгрейд" достался лишь начальной версии - "Возрождение Эрафии", тогда как остальные аддоны легендарных "Героев 3" ремастера не получили (и судя по всему, не получат). Тем же, кто захочет вспомнить героическо-магическую молодость, могу порекомендовать полное издание, доступное на GOG.COM - либо фанатскую версию HOMM 3 Horn of the Abyss, которая сегодня имеет огромное количество поклонников и может претендовать на статус полноценного преемника.
Diablo 2
И снова в мой личный стартер-пак залетела легенда от Blizzard. Игра вышла в 2000 году, и вскоре прописалась на компе у дяди Толи – а значит, и в моей жизни. Впереди меня ждали долгие забеги по мрачным лесам, равнинам, пустыням и катакомбам с толпами всевозможных адских чудищ. И я, словно испанская инквизиция, нещадно выкашивал всех нечестивцев (или огребал от них, не рассчитав свои силы).
В новинку мне был как сеттинг игры (первая РПГ в жизни), так и ее основная фишка, когда все локации генерируются рандомно. Каждый раз всё приходилось искать сначала – менялось место выхода из городов и деревень, менялось расположение пещер, гробниц, порталов и других ключевых точек. Да даже встречающиеся монстры менялись, что давало просто бесконечный простор для исследования игрового мира. В Diablo 2 я играл не только у дяди Толи, но и во всех окрестных компьютерных клубах, которые к тому времени повылазили повсюду, как грибы в лесу. Везде приходилось начинать с нуля, но меня это нисколько не останавливало – ведь каждый раз всё было новым и не похожим на предыдущий.
Когда мне удалось уболтать родителей на покупку недорогого компьютера, одной из первых игрушек на нём стала именно «вторая диабла». Играл я нее запоем, причем не только в одиночку – иногда мы с друзьями договаривались и создавали сетевую игру, чтобы порубиться вместе.
Отдельно хочется рассказать о любительском дополнении «Гроздья гнева». Оно добавил в оригинальную Diablo II немало новых возможностей. Появились более грозные монстры, высокие уровни сложности стали по-настоящему сложными, и то, что раньше проходилось с усмешкой «бати», теперь заставляло чесать репу и думать, как же укокошить очередного толстого моба, который укладывает твоего персонажа в топ шмоте за 2 тычки. Я не говорю уже о перлах отечественных переводчиков, которые сделали из русской версии дополнения настоящую наркоманию.
Довольно долго мы с друзьями мерились уровнями, уроном и эпическими артефактами, отбитыми у демонов. Но затем и для Diablo 2 настал черед уйти на покой – ведь нас ждали новые игры.
Купить оригинальную "Дьяблу вторую" до сих пор можно на сайте Blizzard. Впрочем, они довольно высоко оценивают её, так что решайте сами - стоит ли отдавать по 549 рублей за игру почти 20-летней давности и еще столько же за аддон "Lord of Destruction".
Готика (Gothic)
Впервые эту игру я увидел у моего друга, жившего по соседству. Тогда у меня еще не было своего компа, и мы регулярно зависали у него. В Готике я долгое время довольствовался лишь ролью зрителя – вместе мы играли, в основном, в 3 героев, а эта игра была слишком долгой, чтобы еще и делить игровое время на нескольких человек. К счастью, интересный сюжет и необычный (для того времени) игровой процесс позволяли мне смотреть всё происходящее на мониторе, словно фантастическое кино.
В Готике игроку предстоит рулить за безымянного преступника, сосланного в колонию по добыче магической руды. Причем, приговор этот пожизненный – за пределы «зоны» вас не выпустит волшебный купол. Перед самой отправкой некий маг даст нам письмо, которое нужно передать верховному магу огня в колонии. Однако дальнейшие события покажут, что роль срочного гонца легко выполнить не удастся.
Первая же встреча с обитателями колонии закончится избиением – и, по всей видимости, здесь это обычная процедура для каждого новичка. К счастью, нас спасет некто по имени Диего, а заодно и даст нам некоторые наставления (например, не светить письмо и не болтать о нём, чтобы остаться в живых). Нам здесь явно не рады, и это стоит учесть.
В дальнейшем, игровому персонажу предстоит нелегкий выбор между тремя фракциями - Старый лагерь (который сотрудничает с королём), Новый лагерь (типа, оппозиция) и Лагерь Сектантов (поклонники местного божества по кличке «Спящий»). Такая разветвлённость сюжета была для меня ещё одним открытием – ни StarCraft, ни Diablo 2, ни даже HOMM 3 не давали выбора по ходу игры – в них сюжет всегда шел одним и тем же путём. В Готике же я впервые столкнулся с возможностью поменять ход событий своим личным выбором, и это было прекрасно! Не говоря уже о том, что весь мир жил своей жизнью. НПС занимались работой, ели, отдыхали у вечерних костров и спали, волки охотились на живность поменьше, а чудища покрупнее были не прочь сами перекусить волками. Ну или вами, если вы слишком неосторожно наблюдали за их жизнью из кустов.
Вторая часть игры, по сути, развивала сюжет первой, однако там нам предстояло «качаться» с самого нуля. Конечно, разработчики дали этому логическое объяснение – наш герой как следует получил по головушке и был спасён лишь усилиями мага Ксардаса. И в процессе спасательных работ не обошлось без потерь. «Всё, всё, шо нажил непосильным трудом, всё же погибло…», - знаменитая фраза Антона Семёновича Шпака как нельзя лучше подходит под эту ситуацию. Но разве герою пристало отчаиваться? Ведь мы уже знаем путь к успеху – был бы ржавый меч, а 3 магнитофона, 3 кинокамеры заграничных, 3 портсигара отечественных и куртка замшевая (3) со временем нафармятся. Разрушится магический барьер, под мечом и магией падут орки, бандиты и драконы, и всем вокруг, наконец-то станет ясно, кто здесь Батя. Но, разумеется, для этого придётся немало потрудиться – а разве где-то бывает иначе?
Что касается третьей части игры, поиграть в неё мне мешал слабый компьютер. К тому моменту, когда я всё-таки купил новое железо, приятные воспоминания о первых частях Готики уже подзамылились, и я так и не прошел ее до конца.
Приобрести все части "Готики" сейчас можно в Стиме или на GOG.COM. Примечательно, что официальный сайт Piranha Bytes (разработчик серии) отсылает за покупкой на "Гогу".
Doom
Я совершенно не помню, где и когда познакомился с играми Doom и Doom 2. Но зато я совершенно отчетливо сохранил детские впечатления от этой игры. Восторг, восторг и еще раз восторг! В отличие от уже упомянутой Descent 2, здесь управление оказалось невероятно простым, и я с нескрываемым удовольствием рубился в Doom, испепеляя и расстреливая все чудовищ на своём пути. Что еще сказать об одном из самых первых и самых классных шутеров 90-ых годов? IDDQD, IDKFA и IDCLIP!
Знаменитые чит-коды в этой игре мы использовали, чтобы пройти слишком сложные места кампании. Кроме того, иногда я вводил их и чтобы поразвлекаться, пробегая карты с полчищами мобов на скорость. В целом же, играть с кодами быстро надоедало, ведь всё становилось слишком лёгким, поэтому большую часть времени мы с друзьями старались обходиться собственными силами.
Разные версии "Думы" сегодня есть как в Steam, так и на GOG.COM.
Quake
Ох уж эта «Квака»… Сколько в ней сыграно баталий в стенах родного универа – не перечесть. Мы рубились в нее, не покладая рук, мышей и клавиатур. На парах по программированию, на переменах, на дополнительных занятиях, и пока нам удавалось вовремя сдавать все лабораторные на C++, преподаватель сквозь пальцы смотрел на студенческие развлечения (благо и сам иногда был не прочь порубиться в Quake). Естественно, стоило что-то запороть, и вся братия дружно лишалась права пострелять – одни должны были наверстывать упущенное, ну а вторым приходилось отправляться по компьютерным клубам, чтобы не отвлекать отстающих.
Если прежние игры оставляли хоть немного времени на размышления, Quake требовала принимать решения молниеносно. Зазевался? Лови ракету в лоб=) Маневры, распрыжки, засады, перестрелка на бегу, сбор амуниции и кемперинг у респа особо мощных игровых ресурсов требовал немалого количества мозговых ресурсов, и вдоволь наигравшись, мы уходили домой – уставшими, но довольными. Спасибо, тебе, Квака!
Сегодня Quake можно найти в Steam.
Duke Nukem 3D
Совсем забыл про старичка Дюка! Мощная, эпичная, невероятно маскулинная, в которую нам так редко удавалось порубиться у дяди Толи. Причина? Бдил за подростковой нравственностью, и поэтому в некоторые игры разрешал играть только совершеннолетним. Относился к ним и Duke Nukem 3D, ведь игре присутствовали практически голые женщины, и на тот момент это казалось чем-то из ряда вон выходящим. Сегодняшние игроки с усмешкой посмотрят на эти убогие пиксели, в которых с трудом мощно увидеть женскую грудь – но тогда это было просто что-то с чем-то.
В целом, Дюк Нюкем был весьма интересен с точки зрения геймплея. В игре присутствовало множество объектов, с которыми можно было взаимодействовать. В туалете можно было справить нужду или покривляться в зеркало, стриптизерши показывали сиськи за деньги – и таких моментов в Duke Nukem 3D была масса. Ну а приправлено всё было полной карикатурностью происходящего, ведь практически все пришельцы были… свиньями=) Мочи свиней – спасай Лос-Анжелес!
В 20-летнюю годовщину игры в Steam появилась юбилейная версия Duke Nukem 3D: 20th Anniversary World Tour. Что интересно, графика подтянута ровно до того момента, чтобы пристойно смотреться на современных мониторах - и при этом, сохранить дух пиксельной старины. Хотите поностальгировать? Тогда вам сюда.
Need for Speed
Моё знакомство с серией «Жажды скорости» началось с NFS 5 Porsche Unleashed, которая вышла в 2000 году. Уже тогда это был невероятно классный гоночный симулятор – красивые трассы, роскошные автомобили, достойное звуковое сопровождение. Ну а какому пацану не понравятся клевые тачки?
С этой игрой у меня связано одно воспоминание, которое по прошествии лет вызывает только улыбку – но тогда это жутко бесило. Так как своего компа у меня еще не было, играл я в NFS у двоюродного брата. Хитрый гаденыш знал, что я плохо знаком с ПК, и во время моих заездов регулярно нажимал на клавиатуре кнопку, которая меняла отображение на вид из кабины. Я же предпочитал рулить с видом сверху, так как это давало больше обзора, поэтому дико злился – и конечно, запарывал заезды. Братишка, если ты когда-нибудь прочитаешь это, знай – ты был тем еще засранцем)))
Впрочем, стратегические игры, рпг и шутеры довольно быстро переманили меня на свою сторону, и я надолго забыл о гонках. Но не навсегда. Всё изменилось, когда на компьютерно-игровой подиум славы взошла настоящая звезда. А звали ее Need for Speed: Underground. Вся окрестная детвора собиралась в гостях то у одного, то у другого обладателя компа, и по очереди гонялась друг с другом. У нас даже проходили регулярные дружеские чемпионаты, основной наградой в которых становились дополнительные заезды (проигравший – выбывает, победитель – едет дальше) и 5-минутка славы по завершению гонок.
В NFS: Underground я, как и многие другие дети того времени, впервые познакомились не только с культурой уличных гонок, но и с таким явлением, как дрифт. И это оказалось не менее увлекательным занятием, чем разгон до космических скоростей на классических трассах. Разумеется, в дрифте мы тоже соревновались, сравнивая не только общую сумму очков за заезд, но и максимальный размер очков за одну серию заносов.
Увлекательным и интересным в этой игре вышел и тюнинг. Здесь можно было часами ковыряться в опциях любимого автомобиля, подбирая оптимальные установки под свой стиль езды. Наиболее удачные наборы настроек мы даже перерисовывали на бумажки, чтобы быстро воспроизвести их, играя на другом компьютере. И разумеется, каждый из нас украшал свой тарантас косметическими прибамбасами по полной программе – чтобы смотрелось круто)
Разумеется, я играл и в другие гоночные симуляторы. Вот только, все они были безликими и скучными на фоне серии NFS. Одним не хватало хорошей графики, другим – реалистичности в управлении машиной, третьим – нормального звукового сопровождения. В Need for Speed же я нашёл всё, и это определило мои предпочтения.
К сожалению, я так и не нашел магазина, в котором можно было купить цифровые версии классических игр серии Need for Speed. Торренты, варезники и диски - вот и всё. Разработчик предпочитает продвигать только самую последнюю свою поделку - NFS: Payback, напрочь забивая на поклонников более старых игр. Печально это...
Counter-Strike
«80 лет со дня рождения…ух ты, а ей уж 80!», ©Любовь и голуби
Да, ребятки, старая добрая Контра действительно очень старая, ведь она вышла аж в 2000 году. Вышла – и сразу стала мегапопулярной. Компьютерные клубы начала 21 века были до отказа забиты желающими виртуально пострелять друг в друга подростками, и я не знаю ни одного парня, который не любил в то время побегать по CS_Mansion, De_Dust или CS_Militia в роли отчаянного террориста или храброго спецназовца.
Моей любимой версией Counter Strike стала 1.3 – именно в неё я прорубился сотни часов в компьютерных клубах. В дальнейшем, у меня просто не стало времени на игры из-за массы других увлечений и дел, поэтому в каждом новом патче я осваивался всё дольше. В конце концов, «Контра» пропала из моей жизни на добрый десяток лет, и вернулась лишь не так давно, когда я из желания вспомнить былое купил пак игрушек от Valve, включая CS:GO. Впечатления? Честно, сказать, поменялось мало что – кроме разве что моей меткости, которая за долгие годы игнора шутеров ушла в никуда. Всё та же старая добрая стрелялка, которой подтянули графику, физику и налепили новых карт.
Едиственное, что по-настоящему печалит в современной «Контре», это обилие токсичных игроков, ставшее следствием игры через Интернет. Представить такое в старых компьютерных клубах было просто невозможно. За грубость, сказанную в сторону другого игрока, можно было не только выхватить по наглым щщам после матча, но и полностью лишиться остатков оплаченного времени (и даже доступа в клуб, если борзоту спалит админ).
Все версии Counter Strike сейчас доступны в Steam, ну а наиболее современная CS:GO с недавних пор вообще стала бесплатной. Видимо, Габену заносят достаточно бабла с кейсов)))
Казаки
С «Казаками» я познакомился в одном из компьютерных клубов. При первой встрече игра поразила меня масштабами – каждая сторона здесь легко может выставить виртуальную армию в несколько тысяч боевых единиц, и сражаться такие орды могут довольно долго. Впрочем, на компьютерах того времени всё это дико лагало и тормозило, а в некоторых случаях матч прерывался полным зависанием компа. Спасала лишь перезагрузка. В конце концов, «Казаки» пропали из компьютерных клубов именно по этой причине – администраторы боялись поломки компьютеров и просто сносили все проблемные игры.
«Казаки» нравились мне не только масштабностью баталий, но и возможностью проворачивать хитрые комбинации. Игра позволяла устраивать не только классические сражения «стенка на стенку», но и осуществлять обходы, вклинения и даже настоящие засады по всем правилам воинского искусства. И далеко не всегда партия оканчивалась с разрушением основного города оппонента, ведь хитрый жук вполне мог успеть отстроить не одну и даже не две базы в разных уголках карты.
На данный момент антология "Казаки" доступна на платформах GOG и Steam.
Stronghold
«Ваша цитадель ждет вас» - эту фразу я вспоминаю сразу, как только речь заходит про Stronghold. Замечательная игра родом из 2001 года подарила мне немало удовольствия, как во время прохождения сюжетной кампании, так и в сетевых баталиях.
В Stronghold было прекрасно всё – экономика, строительство, сражения в чистом поле и осады. Здесь можно было часами отстраивать неприступные замки, идти на штурм с применением лестниц, башен и саперов, заманивать врага в подготовленные заранее поля ловушек (ямы с кольями и нефтяные рвы, которые превращались в огненную преисподнюю при помощи одного лучника, стоящего рядом с жаровней).
Когда вышла Stronghold: Crusader, она понравилась мне не меньше оригинальной версии, хоть некоторые вещи я и не переваривал (например, противников, использующих дешевые арабские войска из лагеря наемников). Впрочем, благодаря обилию кампаний и отдельных карт я быстро научился справляться с самыми сложными врагами, и вскоре даже игра против 5-6 ботов не доставляла мне проблем.
Около года я активно рубился в Stronghold и Stronghold: Crusader через Hamachi. У нас даже было небольшое сообщество игроков, однако постепенно оно распалось. Началась эпоха игр, у которых онлайн-режим был предусмотрен с самого начала. Единых интересов у нас не осталось, и мы разошлись своими путями.
Сегодня игры серии Stronghold можно приобрести в Steam или GOG. А благодаря тому, что "Цитадель" обзавелась HD-версиями с адаптацией под современные разрешения, она до сих пор остается весьма играбельной.
Warcraft 3
Вторая часть трилогии как-то незаметно проскользнула мимо меня. Но зато в третью я сумел поиграть весьма и весьма плотно. Рубился я в нее дома, по сетке, в компьютерных клубах, в стандартные и кастомные карты, и даже мельком познакомился с одной из модификаций знаменитой DotA. Конечно, не той, которая впоследствии развилась в современную Dota 2, но она тоже была довольно интересной, и мы с друзьями-товарищами провели немало времени, отбивая орды набегающих монстров.
Знакомая мне еще по Старкрафту игровая система получила неожиданное усовершенствование в виде героев, которых стало возможно ПРОКАЧИВАТЬ! Сочетание элементов стратегии и РПГ в третьем «варике» было феноменальным на тот момент, и поэтому он плотно вошел в мою жизнь, застряв в ней на несколько лет.
Кстати, именно в Warcraft 3 ко мне пришло осознание важности микроконтроля. Ведь здесь каждый боец был на счету: здесь не наймешь орду зергушат, не выстроишь непробиваемую линию обороны, не снесёшь любого противника только силой. Понять это мне довелось, когда один из умелых игроков размотал 2 моих отряда при помощи всего одного героя и нескольких юнитов. Он настолько ловко отводил своих бойцов из-под удара, что они почти не получали урона – ну а мои воины гибли один за другим. Угадайте, чем я занимался в игре весь оставшийся вечер? Разумеется, оттачивал новый трюк, с которым мне только что довелось познакомиться. До уровня моего соперника мне было далеко, но вот других игроков клуба мне тогда нашлось, чем удивить.
В конце 2018 года Blizzard объявили о том, что грядет переиздание Warcraft 3, и сейчас уже можно оплатить предзаказ, получив немало бонусов за это. Вы еще не в курсе? Тогда скорей читайте об этом – вот тут.
Заключение
Статья не претендует на полноценный обзор перечисленных игр. Это лишь краткий экскурс в историю. Всё, что я тут перечислил - мой личный жизненный путь в качестве геймера. Я вполне мог допустить где-то ошибку, перепутать скриншоты, что-то забыть: в конце концов, большинство этих игр я не видел лет 15-20. Здесь далеко не все тайтлы, с которыми я успел познакомиться в то время (зато самые значимые).
Буду рад комментариям и отзывам - можете оставить их ниже в комментариях или написать мне на почту: [email protected] (только не надо спама, его удалю без прочтения). Читайте, делитесь ссылкой и не забывайте ставить лайки.