
Каждый геймер хотя бы раз сталкивался с феноменом "картофельного ПК" — компьютера, чья низкая производительность в шутку сравнивается с вычислительной мощностью картошки. Разбираемся в истории, эволюции и современном применении игрового мема Potato PC.
От шутки до феномена: История происхождения мема "Potato PC
Доподлинно неизвестно, с чьей подачи термин Potato PC (картофельный ПК) накрепко приклеился к слабым устройствам. На эту тему существует несколько теорий:
Версия 1. Эволюция из Potato Quality?
Еще в середине 2000-х, когда в дешевые телефоны начали массово ставить камеры с низким разрешением порядка 0.3 Мпикс, родилось выражение "снято на картошку" (или "Potato quality" в буржунете). Так говорили о жутко нечетких и мыльных снимках, сделанных с помощью таких аппаратов.
Согласно этой теории, с развитием интернета и ростом числа домашних компов "картофельность" быстро трансформировалась.
В мультиплеерах геймеры начали использовать картошку как обозначение для слабых компьютеров, которые едва тянут игру, вися и лагая на каждом шагу.
Кроме того, в англоязычной среде Potato стало еще и обидным прозвищем игрокам, чей скилл оставляет желать лучшего. В рунете съедобный аналог - хлебушек (а о несъедобных умолчу, меня так-то и дети читают).
Версия 2. Самозарождение на Reddit?
Немало источников, разбирающих происхождение мема, говорит о том, что упоминать Potato PC в интернете стали в начале 2010-х годов. Но связывать со "съёмкой на картошку" они не торопятся.
Зато приводят Reddit в качестве места, где термин "картофельный комп", предположительно и обрёл свой современный смысл в качестве унизительной метафоры для техники со слишком слабыми характеристиками, чтобы на ней можно было играть.
Версия 3. Картофельный ПК - родом из Portal 2?
Наконец, эта версия отсылает нас в немного более раннее время - а именно, в 2007 год. Именно тогда вышла игра Portal 2, антагонистом в которой был суперкомпьютер GLaDOS.
По сюжету, его основные мощности были уничтожены, а один из уцелевших модулей в конечном счете получил издевательскую слабую батарейку на основе картошки, питания от которой едва-едва хватало на базовые функции. Так смертоносный ИИ, еще недавно повелевавший жизнью и смертью, оказался унылым Potato PC.

Естественно, геймеры не могли заметить столь впечатляющего падения своего бывшего врага. И быстро сделали это мемом, высмеивающим ПК, чьи вычислительные мощности почти не отличаются от картошки.
Картофельная ревизия: мой комп - картошка?
Что именно превращает компьютер в "картошку"? О, здесь можно почерпнуть немало версий, просто окунувшись в треды на различных геймерских ресурсах. Но, думаю, легко будет сойдись на общих чертах:
- Железо картофельного компа - это либо дикое старье, либо самое бюджетное, что только можно купить сейчас среди современных комплектующих. Естественно, в них мало оперативки и очень слабая видеокарта (а то и вообще, встройка).
- Игры на "картошке" либо тормозят, даже на минимальных настройках, либо вообще не запускаются. Стабильный FPS? Забудьте.
- Чтобы запустить современную игру на таком ПК, требуется установка модификаций, позволяющих снизить настройки ниже плинтуса, предусмотренного разработчиками.
Пишу это, а у самого катится скупая слеза. Кому, как не мне, до боли знакомы эти черты. Да, когда-то и я играл на тех еще картошках - одни только загрузки сейвов во второй Готике занимали по несколько минут.
А эти слайдшоу в 1-2 FPS на ивентах в клан-холле в Perfect World с выкрученными в ноль настройками графики? Дайте два!
Глухие зависания во множестве других игр, во время которых можно успеть заварить и выпить чай? О да!

Сейчас, играя на неплохом (пусть и не топовом) компе, всё это я вспоминаюс усмешкой. А для кого-то это до сих пор ежедневная боль.
Картофельная графика: мем выходит на новый уровень!
Вскоре после своего возникновения термин "potato pc" эволюционировал до "potato graphics" (картофельная графика). Это выражение стало обозначать нарочито упрощенную, размытую графику, с минимумом текстур и эффектов анимации в играх.
Термин обрел такую популярность, что даже профессиональные игровые издания подхватили его.
Так, в 2018 году игровой портал GameSpot запустил серию видео "Potato Mode", в которой журналисты намеренно снижали настройки графики в известных играх до абсолютного минимума (часто с помощью конфигурационных файлов), превращая даже визуально впечатляющие тайтлы в примитивные модельки с размытыми текстурами.

Посмотреть выпуски можно по ссылке (учтите, что они на инглише).
Серия стала настолько популярной, что продолжалась несколько лет. Журналисты "картофелизировали" такие игры как Death Stranding, Red Dead Redemption 2, The Witcher 3, Half-Life: Alyx и многие другие.
Их видеоролики наглядно демонстрировали разительный контраст между тем, как выглядит игра на максимальных и на минимально возможных настройках.
Когда разработчики поддерживают "картошку": Официальные "potato mode"
Некоторые разработчики игр, понимая, что значительная часть их аудитории играет на устаревших компьютерах, стали внедрять специальные настройки производительности, неофициально известные как "potato mode".
Например, в игре Remnant 2 в сентябре 2023 года разработчики добавили официальный "картофельный" режим графики, который значительно снижал качество визуальной составляющей в пользу производительности. Это позволяло запускать игру даже на очень слабых системах.
Еще один известный пример - "выживач" Rust, в котором разработчики ввели режим Super Potato. Его включение существенно урезает аппетиты этой довольно требовательной игры, позволяя ей работать на весьма скромных конфигурациях.
"Картофельность" как художественный выбор: игры с намеренно упрощенной графикой
Интересно, что мода на "картофельную" графику привела к тому, что многие разработчики стали намеренно создавать игры с упрощенной визуальной составляющей — не из-за технических ограничений, а, что называется, по велению души.
Например, стиль Low Poly (низкополигональная графика) стал самостоятельным художественным направлением, популярным среди инди-разработчиков. Не брезгуют им и матёрые разработчики игр.
Как объясняет студия 3D-Ace:
"Согласно современным исследованиям, играя в 3D-видеоигры, большинство людей в первую очередь ищут таинственность, испытания и азарт — все составляющие игрового процесса. В то же время многие игровые компании делают акцент на визуальной составляющей, даже несмотря на то, что время 3D-моделирования может занимать более 100 часов для высокополигональных моделей.
Это означает, что разработчики игр могут экономить время на создании 3D-моделей, уделяя больше внимания игровому процессу и выбирая другие методы создания контента."
Игры наподобие Superhot, Shelter, Limbo, Dusk, Totally Accurate Battle Simulator, Untitled Goose Game (легендарочка про доставучего гуся!) и множество других используют предельно упрощенную графику как часть своей эстетики.
А некоторые из них становятся шедеврами визуального стиля - как, например, Okami.

И раз уж зашла речь про нарочито упрощенную графику, нельзя не вспомнить про самую успешную игру с таким визуалом. Разумеется, я про Minecraft.
Своим небывалым взлётом и многолетней популярностью она доказала, что для того, чтобы дарить людям увлекательный игровой опыт, необязательно иметь фотореалистичную графику.
Моддеры спешат на помощь: картофельные моды
Если разработчики оказались "графодрочерами", и не предусмотрели в своих играх режимов с облегченной графикой (или если ваш ПК настолько картофель, что даже самые минимальные настройки для него - повод захлебнуться в "тормозах"), не отчаивайтесь.
Среди геймеров есть множество отчаянных энтузиастов, храбро сражающихся за каждый кадр в секунду на наших игровых мониторах. И почти под каждую более-менее актуальную игру можно найти potato mod - разумеется, если знать где искать.
Большинство мододелов обитают на Nexus Mods и ModDB. Эти интернет-сообщества собрали вокруг себя крепкие костяки энтузиастов со всего мира, и за долгие годы их существования там накопилось огромное количество модификаций для самых разных тайтлов.
Например, для Elden Ring на Нексусе есть мод "Performance Boost For Potato PC", который отключает траву, тени, эффекты погоды и прочие ресурсоемкие элементы. То же самое касается и таких игр как Ведьмак 3, Cyberpunk 2077 и многих других.

Остальным ресурсам (особенно русскоязычным) стоит доверять куда меньше, так как они, чащее всего, публикуют у себя скопированные с вышеупомянутых сайтов моды. К тому же, на ряде геймерских ресурсов размещением модификаций к играм может заниматься любой зарегистрированный пользователь, и публикация проходит без проверки.
А значит, и риск подхватить заразу на свой любимый картофельный комп, будет куда выше. И оно вам надо?)
Профессиональные приемы оптимизации: как заставить картошку играть
Помимо вышеупомянутых модов, "картофелизировать" игру можно и другими способами:
Редактирование конфигурационных файлов
Нередко игры хранят настройки в файлах, и через них можно установить режимы графики, которые недоступны через меню настроек в самой игре (например, установить более низкое разрешение). Перед тем, как прибегать к этому способу, стоит сохранить оригиналы файлов в другую папку, чтобы вернуть их на место, если игра начнёт сбоить.
Удаление файлов, отвечающих за текстуры или элементы игрового интерфейса
Очень рискованный способ, так как он может легко привести к полной неработоспособности игры. В идеале, до удаления стоит сохранять абсолютно все файлы игры в отдельной папке, т.к. иногда просто вернуть на место то, что стиралось, бывает недостаточно (особенно, если речь об игре с сейвами).
В своё время, играя в Perfect World, я прибегал к такому способу, что помогало снизить потребление оперативной памяти почти в 2 раза. И это было крайне полезно, учитывая, что мне приходилось участвовать в ивентах на десятки игроков и присутствовать в клановом Тимспике, когда моим единственным игровым устройством остался жалкий нетбук на Intel Atom со встроенной графикой и 10-дюймовой диагональю монитора (возможно, этот старичок до сих пор пылится где-то в моих закромах).
Чуть позже я смог обзавестись нормальным компом, и необходимость в подобных хитростях отпала. Ну а затем и разработчики закрыли лазейку, которая позволяла так облегчать клиент игры.
Правовые аспекты картофелизации
Думаю, важно затронуть и такой момент. Он не особо актуален для офлайн-игр, но в онлайн-проектах любая модификация файлов игры может расцениваться античитами как попытка мошенничества со стороны игрока. А это неминуемо приведёт к бану аккаунта и последующим сложностям с восстановлением доступа к нему.
Так что перед тем, как ставить моды, стоит изучить правила использования конкретной игры или обратиться в поддержку с вопросом по легальности установки того или иного мода.
Альтернатива: украшаем картофель
С упрощением графики мы разобрались. Но что, если хочется иного - взять игру с изначально картофельной графикой, и сделать её хоть немного более красивой? И для этого есть способы.
Графические моды
И снова мы возвращаемся на Nexus и ModDB. Там есть целая прорва проектов, улучшающих графику даже для очень старых игр.
В качестве примера возьмём Morrowind (вышла в 2002 году). Только в разделе "Models and Texture" для нее опубликовано почти 1500 модов, меняющих внешний вид как отдельных объектов (например, одного НПС), так и вносящих глобальные перемены. А ведь есть и другие категории, где так же есть проекты, вносящие изменение в графику.

Разумеется, далеко не все их них подойдут для слабых компьютеров. Иногда, собрав внушительную коллекцию модификаций, можно превратить старую нетребовательную игрушку в прожорливого монстра, который сожрёт все доступные ресурсы, и попросит еще. Так что будьте умеренны в своих желаниях=)
DX wrappers, ReShade и т.д.
Помимо модов, созданных для конкретных игр, существует ряд проектов, которые влияют на графику глобально (т.е., подойдут ко многим играм). В эту категорию я отношу такие программы как ReShade, SweetFX, ENBSeries и многие другие.
Как правило, они рассчитаны на работу на слабых ПК, и не вызывают значительного роста нагрузки от игры. А улучшение картинки, которое они дают старым играм, обеспечивают за счет использования более современных графических приемов, потребляющих столько же (или даже меньше) ресурсов.
Основных минусов у подобных программ два. Первый - необходимость вдумчиво читать руководства (а иногда еще и переводить их с английского). Настройки у них далеко не все понятны интуитивно.
Второй минус заключается в том, что часть настроек для применения требует перезапуска игры. Из-за этого процесс "тюнинга" может затянуться на долгие часы.
К тому же, сравнивать лучше один и тот же участок игры (нередко, это бывает старт). И это въедается в мозг. В свое время, пока GamingGerbil за моей спиной причесывала Morrowind, я на всю жизнь запомнил, что:
- Я такой соня, что меня даже вчерашний шторм не разбудил.
- Нас выпустят, это точно.
- Дальше я не пройду, пока не получу бумаги.
А если без шуток, подобная кропотливая работа может оказаться интереснее самой игры. Особенно, если вы любите поковыряться в чём-то сложном и неизвестном. Как мы=)
Выживание на картошке: Лучшие игры для слабых ПК
Несмотря на все трудности, даже владельцы "картофельных ПК" могут наслаждаться качественными играми. Существуют целые сборники и списки игр, которые могут работать на слабом железе, но при этом предлагают глубокий игровой опыт. Для примера:
- Стратегии: FTL: Faster Than Light, Into the Breach, RimWorld, HoMM 3 (все части, включая HotA HD);
- Roguelikes: The Binding of Isaac, Enter the Gungeon, Slay the Spire;
- Инди-хиты: Stardew Valley, Terraria, Cuphead;
- ActionRPG и RPG: Star Wars: Knights of the Old Republic, Fallout 1-2, Готика 1-3, Ведьмак (только первый, второй слишком "забаганный", а 3 не тянет на картофельность после патча 4.00);
- Симуляторы: "Papers, Please", Game Dev Tycoon, Prison Architect.
Многие из этих игр получили оценки "Крайне положительно" на Steam и высокие баллы в обзорах игрожуров, доказывая, что качество игрового опыта не всегда зависит от технических запросов проекта.
Возможно, когда-нибудь у нас с GamingGerbil и дойдут лапки до того, чтобы расширить список игр, покоторые подойдут слабым компам. Не обещаем - но постараемся.
Будущее картофельных компьютеров (и графики)
Можно с уверенностью сказать, что "крахмальные" шутки ещё долго будут сопровождать поклонников компьютерных игр. Ведь требования современных игр растут такими темпами, что даже относительно мощные компы быстро превращаются в "картошку", требующую апгрейда.
С другой стороны - разработчики всё же стараются внести в свои проекты возможность установить настройки графики, отвечающие возможностям слабых ПК.
Конечно, особый респект тем из них, кто встраивает в свои игры Potato mode. Вы наши, геймерские, бро.
И даже если в мире внезапно появятся ультрамощные компьютеры (прилетит вдруг пришелец в голубом космолёте), мы сможем как минимум поностальгировать по старым добрым временам.
Временам, когда наш первый (второй, пятый - неважно) картофельный комп, скрипя своим HDD-шником и воя от перегрева всеми кулерами, уже пятую минуту грузил сейв в Готике, Скайриме или пытался прорисовать на экране армаду вар-кланов, пришедших отжимать ночного Баюма в Lineage 2.